Меню
В большинстве случаев, купив и установив кондиционер, его начинают использовать так же, как и любую другую бытовую технику: телевизор, утюг или пылесос, действуя по принципу – пусть работает, пока не сломается. В отношении того же телевизора или пылесоса этот принцип оправдывает себя – до первой поломки может пройти не один год (качественная техника вполне может проработает без ремонта 5…7 лет, а иногда и больше). Однако для сплит-системы такая эксплуатация с большой вероятностью приведет к серьезной поломке уже через 2…3 года. Эта особенность присуща как недорогим моделям, так и элитным. Разница между ними в том, что в более дорогих моделях больше степеней защиты от неправильной эксплуатации и такие кондиционеры просто «откажутся» включаться даже при незначительном отклонении от нормального режима работы.
Что бы понять причину такой «капризности» сплит-систем рассмотрим в общих чертах их внутреннее устройство.
Любая сплит-система состоит из двух блоков – внешнего, в котором находятся компрессор, вентилятор и радиатор (называемый конденсатором) и внутреннего, в котором так же находятся вентилятор и радиатор (называемый испарителем). При монтаже эти блоки соединяются медными трубопроводами, по которым под высоким давлением циркулирует смесь из фреона и небольшого количества компрессорного масла. Вентиляторы, расположенные во внутреннем и внешнем блоке обеспечивают обдув радиаторов для улучшения теплообмена и равномерного распределения холодного воздуха в помещении. Итак, что же является наиболее распространёнными причинами выхода кондиционера из строя?
Причины выхода кондиционера из строя:
Загрязнение фильтров внутреннего блока
Эти фильтры представляют собой обычную мелкую сетку и расположены под передней панелью, через которую засасывается воздух. Они предназначены для задержания пыли, находящейся в воздухе и защищают от неё не только обитателей комнаты, но и радиатор внутреннего блока. По сути, кондиционер работает как пылесос, а фильтры играют роль пылесборника. Для очистки фильтров достаточно промыть их в теплой воде и несколько минут просушить.
Снять и установить фильтры не сложнее, чем заменить пылесборный мешок в пылесосе (за исключением случаев, кода внутренний блок кондиционера находится на большой высоте). В инструкции по эксплуатации всегда подробно рассказывается о том, как это сделать. Мыть фильтры, как правило, необходимо один раз в две – три недели. Если в воздухе находится большое количество пыли или копоти, мыть их надо чаще, следя за тем, чтобы они всегда оставались чистыми.
Если же фильтры долгое время не мыть, то в первую очередь уменьшится обдув радиатора внутреннего блока, как следствие, воздух в помещении будет хуже охлаждаться. Кроме этого нарушится режим работы холодильной системы, что может привести к обмерзанию медных трубопроводов. В этом случае, при выключении кондиционера лёд начнет таять, и из кондиционера будет капать вода. В дальнейшем, при сильно загрязнённых фильтрах, возможно засорение дренажной системы комками пыли и тогда вода из кондиционера польётся ручьём. В совсем запущенных случаях на пластинах радиатора нарастает такой слой грязи, что его можно удалить только с помощью сильнодействующих химических очистителей.
Заметим, что чистка фильтров не входит в стандартное гарантийное обслуживание и должна выполняться потребителем (так же как замена мешков в пылесосе) в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации.
Утечка фреона
Второй по распространенности причиной выхода кондиционера из строя является нормируемая утечка фреона. Нормируемая утечка (около 6…8 % в год) происходит всегда, даже при самом качественном монтаже – это неизбежное следствие соединения межблочного трубопровода путём развальцовки. Для её компенсации кондиционер необходимо дозаправлять фреоном каждые 1,5…2 года. Если дозаправку не проводить более двух лет, то количество фреона в системе упадет ниже допустимого уровня, а это может иметь самые печальные для кондиционера последствия: компрессор при работе охлаждается фреоном и при его недостатке возможен его перегрев и заклинивание. А стоимость замены компрессора составляет около половины стоимости нового кондиционера.
Для обнаружения факта утечки необязательно иметь специальное оборудование. Первые признаки уменьшения количества хладагента в системе – образование инея или льда на штуцерных соединениях наружного блока (это место, куда подсоединяются медные трубки), а так же недостаточное охлаждение воздуха в помещении (разность температур на входе и выходе внутреннего блока должна составлять около 10°С). В случае появления подобных симптомов, необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу для устранения неисправности.
Работа кондиционера в зимнее время
Еще одна особенность бытовых кондиционеров – практически все модели, продаваемые в Украине, не адаптированы к работе в зимнее время, то есть нижняя граница температуры наружного воздуха –5°С. Причина такого, казалось бы, странного, поведения производителей заключается в том, что:
• Во-первых, в Украину завозятся те же кондиционеры, что поставляются на европейский и японский рынки, где зима достаточно тёплая – абсолютный минимум температуры в Токио –8°С.
• Во-вторых, установка в кондиционер всесезонного блока, который позволяет кондиционеру работать при температуре наружного воздуха до –25°С, увеличивает общую стоимость на 150…200 долларов, что снижает его конкурентоспособность.
Необходимость в кондиционере, работающим круглый год может возникнуть в двух случаях:
• Во-первых, когда требуется охлаждать помещение не только в летнее, но и в зимнее время, например помещение с большим количеством тепловыделяющей техники (серверные, компьютерные залы и т.д.)
• Во-вторых, в случае обогрева с помощью кондиционера в зимнее время. Однако такое использование кондиционера не всегда оправдано, поскольку даже будучи адаптированным к зимним условиям, при температуре наружного воздуха –20°С, производительность (мощность) кондиционера падает в три раза по сравнению с номинальной.
Эксплуатация неадаптированного кондиционера в холодное время года в первую очередь уменьшает рабочий ресурс компрессора. Кроме этого, при включении кондиционера в режим охлаждения конденсат (вода), образующийся во внутреннем блоке, не сможет течь по дренажной трубке наружу из-за ледяной пробки. В результате, через полчаса после включения, вода из внутреннего блока польется прямо в комнату.
Заметим, что адаптировать к зимним условиям можно любую сплит-систему. Для этого в неё встраивается устройство подогрева картера компрессора и регулятор оборотов вентилятора наружного блока, а так же устанавливается «тёплый» дренаж.
Подведем итоги:
Для того, что бы Ваш кондиционер проработал весь положенный ему срок, в среднем, от 7 до 12 лет в зависимости от класса кондиционера, нужно не так уж и много:
• Чистить фильтры внутреннего блока не реже одного раза в месяц;
• Если кондиционер перестал нормально функционировать (из внутреннего блока капает вода, на медных трубках наросла ледяная «шуба», ухудшилось охлаждение воздуха в помещении, возникли потрескивания и другие посторонние звуки) необходимо выключить кондиционер и обратиться за помощью в сервисную службу;
• Не реже одного раза в два года (желательно раз в год, весной – перед началом сезона) вызывать представителей сервисной службы для проведения профилактических работ: проверки давления в системе и дозаправке фреоном, полной проверки кондиционера во всех режимах работы (для выявления скрытых неисправностей), чистки внутреннего и наружного блоков. Наружный блок при этом продувается струёй сжатого воздуха с помощью компрессора для очистки от тополиного пуха и пыли;
• Не включать кондиционер, если он не оборудован всесезонным блоком, при температуре наружного воздуха ниже 0°С…–5°С.
Неисправности
1. Кондиционер дует прямо на вас, создавая ощущение сквозняка. В этом случае надо включить функцию автоколебаний горизонтальных жалюзи, превратив сквозняк в лёгкий ветерок, либо зафиксировать горизонтальные заслонки в более удачном положении.
Если это не даёт результата, нужно повернуть воздушный поток влево или вправо с помощью вертикальных воздушных заслонок. В большинстве кондиционеров эта операция делается вручную, но в некоторых моделях её можно провести при помощи пульта.
2. В наиболее жаркие дни кондиционер не создаёт необходимую прохладу, несмотря на то, что работает постоянно, его мощность не покрывает всех теплопоступлений. В этом случае следует проверить, не засорились ли фильтры, закрыты ли окна и двери, не работают ли в помещении дополнительные нагревательные приборы, такие, как кипятильники или тостеры. Можно рекомендовать повесить на окна плотные белые жалюзи, хорошо отражающие тепло и свет, таким образом, уменьшив теплопоступления через окна почти вдвое. Если и это не поможет, модель необходимо заменить на более мощную.
3. Если с внутреннего блока сплит-системы капает вода, то, судя по всему, забился дренажный трубопровод. Чаще всего такая ситуация возникает, когда кондиционер с выведенным на улицу дренажным трубопроводом включают на охлаждение при минусовой температуре. В этом случае конденсат может замерзнуть, образовав ледяную пробку. Для того чтобы такая ситуация не возникала, необходимо организовать подогрев дренажного трубопровода до +5 с помощью специального кабеля. Если же ледяная пробка все-таки возникла, то стоит подождать оттепели, а до того момента не включать систему на охлаждение.
4. Если вы чувствуете ослабление воздушного потока, то попробуйте почистить воздушный фильтр. Это можно сделать с помощью пылесоса или промыв его мягкой губкой в тёплой воде. Эксплуатировать кондиционер без фильтра не рекомендуется, поскольку он защищает не только ваши легкие, но и теплообменник внутреннего блока. При запылении последнего эффективность работы кондиционера падает.
Гарантийное обслуживание
Намотайте на ус
Если в работе кондиционера начались неполадки, не следует прибегать к услугам «профи» из газетных объявлений, тем более пытаться самостоятельно произвести ремонт. Помните, подобными действиями вы можете нанести вред не только оборудованию, но и сохранности своего жилища.
Кто осуществляет гарантийное обслуживание?
Гарантийные обязательства и гарантийное обслуживание, как правило, берет на себя фирма, осуществляющая установку оборудования. Выявление неисправностей и их устранение должны производиться на месте установки оборудования.
Чтобы быть уверенным в гарантийном обслуживании кондиционера, для монтажа климатической техники необходимо обращаться только в специализированные фирмы, занимающиеся установкой систем кондиционирования воздуха.
При заключении с фирмой договора на монтаж и обслуживание кондиционера следует обращать внимание на то, чтобы в тексте договора были указаны все услуги, оговоренные ранее, а также сроки проведения работ по установке оборудования.
Это важно! Гарантийное (бесплатное) обслуживание предоставляется производителем только через уполномоченные климатические компании, как правило, торгующие техникой конкретной марки. Сервисное же обслуживание необходимо постоянно на протяжении всей службы кондиционера, для обеспечения основных параметров его работы. Особенно это касается сложных климатических систем.
Коментариев: | Просмотров: 2648 |
Голосование
Какой вид отопления Вы предпочитаете? |